Россияне отдают предпочтение дорогим лекарствам

Продажи жизненно необходимых и важнейших лекарств (ЖНВЛП, см. врез) в I квартале 2013 г. выросли на 16% до 37,85 млрд руб., препаратов не из списка — на 17% до 106,85 млрд руб. (учитываются продажи лекарств в аптеках), рассказал руководитель «IMS Health Россия и СНГ» Николай Демидов на Российском фармацевтическом форуме, организованном Институтом Адама Смита. Но если продажи препаратов, не входящих в перечень, росли в первую очередь за счет увеличения цены, то продажи жизненно важных лекарств — за счет увеличения продаж более дорогих препаратов, следует из презентации IMS Health.

До сих пор разрыв в росте продаж лекарств из списка и не входящих в него препаратов был больше, говорит Демидов. По данным DSM  Group, в 2012 г. объем продаж жизненно важных лекарств вырос на 13%, препаратов не из списка — на 15%, в 2011 г. — на 11 и 15% соответственно. Цены на лекарства из списка регулируются государством и аптекам приходится компенсировать потери более существенным увеличением цен на остальные препараты, объясняла DSM Group.

Но в I квартале 2013 г. впервые с 2009 г. была зафиксирована эпидемия гриппа, что привело к росту спроса на лекарства из перечня (в нем, например, есть большинство популярных иммуномодуляторов), рассказывает Демидов. Зачастую потребители покупают лекарства от гриппа без назначения врача, по рекомендации фармацевта в аптеке — он заинтересован продать более дорогие препараты, продолжает Демидов. В среднем розничная наценка на жизненно важные лекарства низкого ценового сегмента — 20-25%, высокого — около 10%, но в абсолютном выражении наценка на дорогие лекарства выше, говорит сотрудник одной из аптечных сетей.

Дистрибуторы и аптеки стремятся заказывать более дорогие препараты, говорит заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. Для дистрибуторов в абсолютном выражении затраты по отгрузке дорогих препаратов сопоставимы с затратами на отгрузку более дешевых, а в относительном — ниже, говорил ранее гендиректор фармдистрибутора «Протек» Игорь Филатов. Спрос смещается в сторону более дорогих лекарств, но это касается как регулируемого, так и нерегулируемого сегментов, отмечает гендиректор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов.

Группа А5 закупает лекарства на тендерах, и один из критериев выбора победителя — готовность производителя оказывать маркетинговую поддержку препарату, рассказывает гендиректор компании Андрей Гусев. Производители самых дешевых лекарств одного и того же международного непатентованного наименования (МНН), как правило, к этому не готовы. В прошлом году, по словам Гусева, маркетинговые доходы группы составили около 5% от общего объема продаж (в 2012 г. это 16,8 млрд руб. без учета продаж в сегменте дополнительного лекарственного обеспечения). У «Риглы» на долю маркетинговых услуг приходится около 3,5% от оборота, говорит Филиппов.

Во II квартале темпы роста коммерческого рынка снизятся до 10-12%, а темпы роста продаж препаратов из списка вернутся к прежним показателям из-за окончания эпидемии гриппа, считает Демидов.

Источник: Ведомости